Логотип детского сайта Лилипут

ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЪ РАБОТЫ

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

1. упражнения в полезной деятельности;

2. режимные упражнения;

3. специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость, удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде, через труд.

Режимные упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим. Соблюдение оптимального режима в семье, учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических, интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Всякие нарушения режима педагогического процесса - это не только видимая потеря (например, сорвано или деформированное занятия, экскурсии, которые не состоялись, опоздания, которые вошли в привычку), но это еще воспитание неуважения к учебному процессу, воспитание необязательности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимными, а каждый случай нарушения режима должен рассматриваться как чрезвычайное событие.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработки, закрепления умений, навыков.

В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассников тренируют вставать, если заходит учитель.

Специальные упражнения применяются с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок, неопрятному поручают обязанности санитара, а самого эгоистического просят от имени всех навестить больного товарища.

В целом формирование специальных способностей индивида происходит в нескольких содержательных направлениях:

1). от неосознаваемого выполнения, мотивирования творческих действий к их содержательному, процессуальному осознанию;

2). за образования потенциальной возможности индивида совершить определенное творческое действие к актуализации данной возможности в реальном процессе самостоятельного творческого деяния;

3). от репродуктивного выполнения целостного цикла специализированных действий к самостоятельному творческому акту самовыражения.

Таким образом, упражнения направлены прежде всего на руководство, организацию деятельности, поведения воспитанников.

Упражнения лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. В дальнейшем упражнения - это совершенствование навыков.




Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Контакты:

liliput.com@list.ru

© При использовании материалов, активная ссылка на сайт liliput.com.ua обязательна.